Для взрослых Стиль Семья Философия Недвижимость Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
12.05.17

Истина в романе Мастер и Маргарита

Размышления о философских аспектах бытия (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Истина традиционно понимается как соответствие мыслей и высказывании действительности. Такая концепция истины называется классической и восходит к идеям древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Приведем их высказывания по этому поводу:

Платон: Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет. Аристотель: Говорить о сущем, что его нет, или о несущем, что оно есть, — значит говорить ложное; а говорить, сущее есть и не-сущее не есть, — значит говорить истинное.


Я в испытаньях истину найду.

Она, порой, за синими морями,
И за горами, что не обойти,
Вгрызаться надо в почву за корнями,
А то исчезнет, как туман в пути.

* Например, небольшая статья "Автоцентризм", посвященная этой
"философии"; или, опять же, вершина гилоидеалистической пирамиды
в этом номере журнала — письмо протеста основателя школы этого
направления против допущенной нами ошибки. Он недоволен тем, что мы
"смешали" его имя с именами м-ра Герберта Спенсера, Дарвина, Хаксли
и других в вопросе об атеизме и материализме, поскольку вышеназванные
светила психологической и физической наук представляются д-ру Левинсу
слишком тусклыми, "недостаточно принципиальными" и слабыми, чтобы
носить почетное звание атеистов или даже агностиков.

___________Ибо "Lucifer" стремится удовлетворить вкусы всех наших читателей,
к какой бы "школе мышления" они не принадлежали, демонстрируя одинаково
беспристрастное отношение к теистам и атеистам, мистикам и агностикам,
христианам и язычникам. Наши редакционные заметки, комментарии к
"Свету на Пути" и другие подобные им материалы предназначены, конечно
же, не для материалистов. Они адресованы теософам или читателям,
которые знают в сердце своем, что Учителя Мудрости существуют и что,
хотя на земле и нет абсолютной истины и ее следует искать в более
высоких сферах, даже на нашем бестолковом и вечно вращающемся
маленьком шарике есть вещи, которые не снились западной философии.


Но вернемся к теме нашего разговора. Как мы уже говорили, хотя
"обобщающая абстрактная истина была бы величайшим из всех
благословений" для многих из нас, как и для Руссо, пока что нам
приходится довольствоваться относительными истинами. По сути дела,
мы, в лучшем случае, всего лишь сборище несчастных смертных, вечно
трепещущих перед лицом даже относительных истин, ибо мы боимся,
что они уничтожат нас вместе со всеми нашими мелочными и жалкими
предрассудками.


Что же до абсолютной истины, то большинству из нас так же сложно
разглядеть ее, как доехать до Луны на велосипеде. Во-первых, потому,
что абсолютная истина так же неподвижна, как гора Магомета, которая
отказалась сдвинуться с места даже ради пророка, так что ему самому
пришлось идти к ней. И нам приходится следовать его примеру, когда
мы хотим стать хоть немного мудрее. Во-вторых, по той причине, что
царство абсолютной истины не принадлежит к нашему миру, тогда как мы
слишком крепко привязаны к нему. И в-третьих, поскольку, невзирая на
то, что в воображении поэта человек —


на самом деле он — всего лишь злосчастное скопление аномалий и
парадоксов, пустая балаболка, раздувшаяся от сознания собственной
важности, с противоречивыми и легко меняющимися идеями. Он —
одновременно высокомерное и слабое существо, которое, хотя и живет в
вечном страхе перед авторитетами — земными и небесными, все же порою

2. Истина. Ее религиозное восприятие

Дух истины

Итак, мы продолжаем изучение темы: «Что есть истина?» В действительности, это вопрос идет очень глубоко и охватывает очень многое.
Мы рассмотрели два разных способа, которыми Библия отвечает на этот вопрос. Во-первых, Иисус говорит в Евангелии от Иоанна 14:6: «Я есмь путь, и истина, и жизнь…» Здесь Иисус дает Себя самого как ответ на этот вопрос. Он говорит: «Я есмь истина».
Однако немного далее в Евангелии от Иоанна 17:17 в молитве к Отцу Иисус говорит следующее: «Освяти их (учеников) истиной; слово Твое есть истина». Итак, мы видим, что истина находится: во-первых, в личности Иисуса; во-вторых, в Слове Божьем, в Писании. Другими словами, истина находится в Иисусе, как об этом свидетельствуется в Писании. Библейский портрет Иисуса дает нам истину об Иисусе, Который есть истина.
Мы говорили о том, что в наши дни людям навязываются различные образы Иисуса, которых Павел называет «иными Иисусами». Это «Иисусы», которые не подтверждаются Писанием. Я дал вам три примера, которые мы вкратце перечислим:
«Сентиментальный Иисус» — только любовь, никакого суда: «Бог любит нас, а значит все прощает нам и все будет в порядке, как бы ты ни жил».
«Оккультный Иисус» — этакий «супер-гуру», делящийся мистическим знанием.
«Марксист-революционер», выступающий за захват имущества богатых и распределение его среди бедных.
Ни одно  из этих описаний не соответствует Библейскому портрету Иисуса. Итак, не забывая, что Иисус является истиной, мы всегда должны выяснять, каким Писание открывает Иисуса.
В этой части я собираюсь поделиться с вами еще одним способом ответить на наш вопрос: «Что есть истина?» Мы рассмотрим то, что я называю «третьим измерением истины». Первым измерением истины является Иисус. Вторым измерением истины является Писание. Третьим измерением истины является Святой Дух. Вот что написал Иоанн — обратите внимание, это апостол Иоанн снова пишет об истине — в Первом послании Иоанна 5:6:

Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию (и Духом), не водою только, но водою и кровию; и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.

Обратите внимание, что Дух (т.е. Святой Дух) — Он является истиной. Итак, это третье измерение. Во-первых, Иисус является истиной. Во-вторых, Писание является истиной. В-третьих, Святой Дух является истиной. Мы должны увидеть, что каждый из них подтверждает двух других. Иисус подтверждается Писанием, Писание подтверждается Святым Духом.
Видите ли, есть много проповедников, которые цитируют много мест Писания, однако они не всегда дают истину. Их мотивы могут быть нечистыми. Может быть они движимы похотью или жадность, или иметь какой-то дух заблуждения. Я не всегда готов принять за истину что-то, только из-за того, что оно наполнено цитатами из Писания. Более того, меня всегда настораживают люди, которые имеют полдюжины любимых мест Писания, которыми они постоянно щеголяют. Когда я слышу человека, который прячется за полудюжиной цитат, то, на самом деле, я практически на сто процентов уверен в том, что этот человек находится в заблуждении. И чем больше он пытается бомбардировать меня этими цитатами, тем меньше я верю ему.
Как видите, есть что-то еще — вот Иисус, вот Писание — но есть еще что-то неуловимое: Святой Дух. Он есть истина. Видите ли, истина об Иисусе и истина Писания — эта истина является сверхъестественной. Она не находится лишь на человеческом уровне. А сверхъестественная истина требует сверхъестественного подтверждения. Если же не так, то все выходит из баланса. Сам Иисус очень ясно сказал это Своим ученикам, что если они собираются найти истину и остаться в истине, то им необходимо будет быть зависимыми от Святого Духа.
Вот что Он сказал в Евангелии от Иоанна 14:25-26:

Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Таким образом, даже для того, чтобы помнить слова Иисуса, они должны были полагаться на Святой Дух, а не на свою естественную память. Вот почему мы можем полностью доверять точности записи Нового Завета, потому написание его не зависело только от точности человеческой памяти.
Далее опять Иисус сказал, Евангелие от Иоанна 16:12-14:

Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на (Новая Интернациональная версия: «введет вас во…») всякую истину…

Сократ: "Я знаю только то, что ничего не знаю" - чем не истина?
С латинского: Scio me nihil scire.
Сократ пояснял эту мысль так: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.
Смысл выражения: чем глубже, обширнее знания человека, чем он мудрее и образованнее, тем яснее он сознает, сколь малы и условны все его познания.

Мы просто не знаем всего — мы не можем видеть всё. То, что сегодня кажется противоречивым, завтра может оказаться совершенно понятным, если мы поищем и найдём более достоверную информацию. Поскольку мы смотрим через тусклое стекло, мы должны доверять Господу, Который видит всё ясно.

Да, в нашем мире полно путаницы. Но в конце концов на все наши вопросы придут ответы. Все наши сомнения сменятся уверенностью. И это потому, что есть один источник истины – полной, верной и непоколебимой. Этот источник – наш бесконечно мудрый и всезнающий Небесный Отец. Он знает истину, как она была, есть и будет14. «Он всё постигает… и Он выше всего… и всё создано Им и происходит от Него»15.

Наш любящий Небесный Отец предлагает Свою истину нам, Своим смертным детям.

Итак, что есть эта истина?

Это – Его Евангелие. Это – Евангелие Иисуса Христа. Иисус Христос есть «путь и истина и жизнь»16.

Если нам только достанет мужества и веры, чтобы идти по Его пути, это приведёт нас к покою сердца и разума, к здравому смыслу в жизни, к счастью в этом мире и к радости в мере грядущем. Спаситель – «недалеко от каждого из нас»17. У нас есть Его обещание, что если мы будем искать Его усердно, то найдём Его18.

Наше обязательство искать истину

Но как нам узнать, что эта «истина» отличается от любой другой? Как мы можем доверять этой «истине»?

Предложение доверять Господу не освобождает нас от обязанности знать самим. Это не просто возможность; это обязательство, и это одна из причин, почему мы были посланы на эту Землю.

Святых последних дней не просят вслепую принимать всё, что они слышат. Нас призывают думать и находить истину самим. Мы должны размышлять, искать, оценивать и так приходить к личному познанию истины.

Бригам Янг сказал: «Я… боюсь, что эти люди так уверены в своих руководителях, что не будут сами задумываться о Боге, ведомы ли они Им. Я боюсь, что они находятся в состоянии ослепления мнимой безопасностью. Пусть каждый мужчина и каждая женщина через шёпот Духа Божьего узнают, идут ли их руководители дорогой Господних указаний»19.

[7]Amor jati (лат.) – любовь к року; у Ф. Ницше – радостное принятие судьбы сверхчеловеком. — Прим. ред.

_____________________________________________________

* Polin в своей книге о творчестве ценностей отрицает, что ценность имеет отношение к Истине. Ценность для него не связана с реальностью. Истина же связана.

ИСТИНА — жен. противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть [все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?]; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость …   Толковый словарь Даля

(голосов:0)
Похожие статьи:

«„Что есть истина?“ Христос и Пилат» — картина русского живописца Николая Николаевича Ге (1831—1894), написанная в 1890 году. Относится к поздним работам художника, является частью «Страстного цикла», созданного в 1880-х — 1890-х годах. В том же 1890 году картина приобретена П. М. Третьяковым, ныне находится в Третьяковской галерее (зал № 31)[1].


«...И познаете    истину, и истина сделает вас свободными» (Библия. Иоан.8:32). Это одни из самых трогательных слов величайшего Учителя и Господа Иисуса Христа. Он как гениальный Проповедник истины прекрасно знал, что только она сильна дать беспокойному человеку не только ощущение настоящей свободы, но и по-настоящему освободить его. Он прекрасно знал, что есть истина.


1

В молитве перед Гефсиманией Иисус молился: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.»(Иоан.17:3)

Чаще всего под словом «истина» имеется в виду соответствие высказываний, или мыслей, действительному положению вещей. У родоначальника такой точки зрения, Платона, сказано: «Если кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину. Тот же, кто говорит о них иначе, лжет». Аристотель говорит в «Метафизике»: «Говорить о сущем, что его нет, или о не сущем, что оно есть, значит говорить ложное. А говорить, что сущее есть и не сущее не есть, значит говорить истинное». Истина есть соответствие мыслей действительности. Такая концепция называется классической, или корреспондентской, концепцией истины.


Комментарии к статье В чем истина в:
Загрузка...
loading...


2015