Для взрослых Стиль Семья Философия Недвижимость Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
12.05.17

Смысл человеческого существования — Студопедия

Иногда спрашивают: в чем смысл жизни? Но вопрос по­ставлен неправильно, точнее, неинтервалыю. Смысл жизни существует только в целостности того или иного измерения человеческого бытия. Человек существует во многих интерва­лах, смысл его жизни поэтому многомерен. Например, чело­век живет в семье. И семья, если она гармоничная полно­ценная целостность, удовлетворяет какие-то потребности че­ловека, потребности иметь детей, внуков, передать им свой жизненный опыт, свое тепло и получить внимание, уважение. Здесь — самореализация человека через вековые ценности "мира близких". Дети подрастают, взрослеют, влюбляются. Любовь как общение "Я" и "Ты", как приобщение к волнующе­му человеческому теплу, трепету душевного внимания и ласки (Хайдеггер), любовь как метафизическое начало, как бесконеч­ность может наполнить жизнь смыслом. Другой уровень — человек в коллективе единомышленников. Человек получает радость от общения с другими людьми (А. Швейцер). Еще один уровень — духовность как трансцендирование, как обращен­ность к надличностным смыслам, как общение с космосом, с Творцом, через медитацию, молитву.

И нельзя абсолютно определенно сказать, что для меня смысл жизни — "в детях", "в науке" или "в любви" и т. д. Все это будут односторонние и, в силу этого, неполноценные сре­зы. Хотя в жизни бывает и так, что у человека практически ос­тался какой-то один интервал, все остальные "не удались". Но надо помнить, что в принципе существуют и другие срезы бы­тия, надо пробовать свои возможности. Необходимо знать, что смысл жизни всегда шире нас, нашего горизонта, что есть еще что-то "там, за горизонтом". Жизнь всегда богаче наших пред­ставлений о ней, богаче и глубже того "смысла жизни", кото­рый мы спроектировали.

Здесь мы подходим к проблеме экзистенциализма: жизнь бессмысленна с объективной точки зрения, мы сами находим себе смысл существования, человек — свой собственный про-

Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.

Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые - достижение максимальных наслаждений, вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

Однако проблема состоит в том, что современное общество страдает не из-за отсутствия денег или материальных благ, а из-за потери смысла человеческой жизни.

Есть чудесный и очень актуальный анекдот:

Большинство мыслителей утверждали, что более ценной
является установка на бытие. Обладание- необходимое условие существования
счастливой жизни. Обладание- приятное, но необязательное условие. Обладание- не
нужно, отрекались от всего внешнего.

Человек есть то, сколько он стоит.

Преимущество установки на бытие в плане
психологического комфорта более приемлемо, так как человек, ориетированный на
обладание, живет в постоянном страхе перед его утратой.  Примирение позиций на бытие и на обладание
послужило развитием предпринимательства в Западной Европе (Лютеранская церковь)

Аспекты проблемы смерти:

1.Как определить, что данный человек уже умер?

2.Может быть имеет смысл определить, что этому
человеку уже пора умереть?

В конце XIX — начале XX века австрийский психолог, психиатр и мыслитель Альфред Адлер писал:

«С медицинской точки зрения, все органы развиваются в направлении конечной цели … Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации… Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла»

— Адлер, А. «Наука жить»[7]

При этом он придерживался идеи, что истинные смыслы жизни — общие, те, которые другие люди могут разделять и принимать для себя. Смысл возможен лишь в коммуникации: слово, которое означает что-то лишь для одного человека, было бы лишено смысла. То же относится к целям и действиям; их единственный смысл — смысл для других.

Позже понимание смысла жизни в науке начало сдвигаться в сторону большей индивидуализации. Так, американский психолог Карл Роджерс, один из создателей и лидеров гуманистической психологии, в книге «Теория личности» говорит уже о сугубо индивидуальном характере смыслов жизни. По его утверждению, каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире переживаний, центром которого он является, и только небольшая часть личного мира индивида переживается сознательно.

«Важная истина относительно личного мира индивида состоит в том, что подлинный и полный смысл его может знать только сам индивид… только сам индивид может знать, как он воспринимает то или иное своё переживание. Я никогда не могу со всей очевидностью и полнотой знать, как вы воспринимаете булавочный укол или свой провал на экзамене. Для каждого человека мир его переживаний является в самом прямом смысле индивидуальным, личным миром».

— Роджерс, К. «Теория личности»[8]

Сейчас осознание своей смертности вызывает сильнейшие эмоциональные потрясения у людей.Шкала ценностей: 1.шкала биологическая–феномен самопорождения жизни, ее саморазвитие. Право на жизнь для любого живого существа в силу его рождения. 2.Акцентирует внимание на специфику человеческой жизни. Человеческая жизнь принципиально отличается от жизни всего другого.

Жизнь и смерть не связаны с человеческим разумом, с оценками его современниками и потомками. 3.Идея обретения бессмертия. Волнует всех зрелых людей. Различные категории людей определяют бессмертие по-разному: бессмертие в генах потомства–увековечить себя в своих детях.Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение–характерна для тоталитарных обществ Упование на растворение тела и духа в космическом бессмертии–характерно для восточных религиозных и философских течений Результаты человеческого творчества–произведения, идеологические концепции Достижение различных состояний, смерть–возможный прорыв в другие миры. Средневековая философия: жизнь человека–мука, настоящая жизнь наступит после смерти.

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.

Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».

ЛИЧНОСТЬ —         общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или… …   Философская энциклопедия


Спиркин А.Г Философия.М.: Гардарики, 2006. - 736 с.


Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина М.: Академический Проект, 2009. - 688 с.

Таким образом, стремление к удовлетворению разумных материальных потребностей, а также к истине, добру, красоте, свободе и творчеству как главным духовным ценностям определяет смысл человеческого существования, лежит в основе самореализации человека в игре, труде, общественной жизни, семейных и личных отношениях, определяет не только свободу человека, но и ответственность за сохранение окружающей среды обитания, окружающих людей, человечества в целом.

(голосов:0)
Похожие статьи:

Лучший ответ

В переносном смысле — ответ, который ничего не даёт. Или даёт, но в пародийном смысле.

В оригинале книги, написанной на английском языке, используется следующее формулирование вопроса: The Ultimate Question of Life, the Universe, and Everything. Существуют разные варианты его перевода на русский язык:


 

Жизнь есть тьма, когда нет стремления.
Всякое стремление слепо, когда нет знания.
Всякое знание тщетно, когда нет труда.
Всякий труд бесплоден, когда нет любви.

Джебран Халиль Джебран

Жизнь есть тьма, когда нет стремления.
Всякое стремление слепо, когда нет знания.
Всякое знание тщетно, когда нет труда.
Всякий труд бесплоден, когда нет любви.


Иногда спрашивают: в чем смысл жизни? Но вопрос по­ставлен неправильно, точнее, неинтервалыю. Смысл жизни существует только в целостности того или иного измерения человеческого бытия. Человек существует во многих интерва­лах, смысл его жизни поэтому многомерен. Например, чело­век живет в семье. И семья, если она гармоничная полно­ценная целостность, удовлетворяет какие-то потребности че­ловека, потребности иметь детей, внуков, передать им свой жизненный опыт, свое тепло и получить внимание, уважение. Здесь — самореализация человека через вековые ценности "мира близких". Дети подрастают, взрослеют, влюбляются. Любовь как общение "Я" и "Ты", как приобщение к волнующе­му человеческому теплу, трепету душевного внимания и ласки (Хайдеггер), любовь как метафизическое начало, как бесконеч­ность может наполнить жизнь смыслом. Другой уровень — человек в коллективе единомышленников. Человек получает радость от общения с другими людьми (А. Швейцер). Еще один уровень — духовность как трансцендирование, как обращен­ность к надличностным смыслам, как общение с космосом, с Творцом, через медитацию, молитву.


Комментарии к статье В чем смысл человеческого существования:
Загрузка...
loading...


2015